Информационно-аналитическая справка
по результатам комплектования учебно-тренировочного состава занимающихся образовательных учреждений Самарской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности на 2018/2019 учебный год
В настоящее время все образовательные учреждения дополнительного образования Самарской области интегрировано в систему общего образования, таким образом, учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности структурированы в общеобразовательные учреждения (за исключением г.о. Самара и Тольятти).
Одной из составляющих деятельности созданных государственных бюджетных общеобразовательных учреждений является обеспечение обучающихся доступного и бесплатного дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности (далее учреждения физкультурно-спортивной направленности).
Наряду с этим деятельность учреждений физкультурно-спортивной направленности осуществляется по региональным нормативно-правовым документам.
Учреждения физкультурно-спортивной направленности с целью оздоровления детей и школьников решают задачи увеличения охвата занимающихся, привлечения подростков к активному, здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Со 2 по 11 октября 2018 года в соответствии с графиком состоялись собеседования с руководителями структурных подразделений, филиалов физкультурно-спортивной направленности государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области по вопросам планирования работы и комплектования учебно-тренировочного состав обучающихся.
В кампании комплектования приняли участие 106 (в 2017/2018 учебном году – 107 учреждений) образовательных учреждений системы образования Самарской области, развивающие физкультурно-спортивное направление, из них: 2 ГБУ (ОДЮЦРФКС, ОСШ) , 46 структурных подразделений ГБОУ СОШ ФСН, 5 филиалов ФСН ГБОУ СОШ, 33 МБУ ДО ФСН г.о. Самара, так же 9 МБУ ФСН и 11 СП МБОУ г.о. Тольятти.
В 2018/2019 учебном году в учреждениях физкультурно-спортивной направленности запланировано обучение 92317 (89231 обучающихся) обучающихся, что составило 29,8% от общего количества обучающихся общеобразовательных школ (приложения №№ 1, 2, 3).
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Самарской области «Областной детско-юношеский центр развития физической культуры и спорта» — далее ОДЮЦРФКС, оказывает информационно-методическую помощь в процессе формирования учебно-тренировочного состава занимающихся, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ все учреждения физкультурно-спортивной направленности с 2016 года перешли на реализацию дополнительных общеобразовательных программ (предпрофессиональных и общеразвивающих).
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013г. утвержден «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональнее самоопределение.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности должно соответствовать культурно-национальным особенностям регионов и возрастным особенностям учащихся.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 31.12.2015 № 917 разработана «Методика расчета нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в расчете на одного обучающегося за счет средств областного бюджета и базового норматива затрат на оказание государственной услуги в сфере образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в расчете на одного обучающегося» и утвержден «Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в расчете на одного обучающегося за счет средств областного бюджета».
Учреждения физкультурно-спортивной направленности реализуют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности в течение всего календарного года, включая каникулярное.
Система физкультурно-спортивной подготовки – это многолетний круглогодичный процесс, который ежегодно планируется и включает в себя систематические тренировочные занятия в соответствии с образовательными программами, участие в спортивных соревнованиях, медицинские осмотры, участие в учебно-тренировочных сборах, самостоятельные занятия по индивидуальным планам и судейскую практику.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности определяются учреждением физкультурно-спортивной направленности самостоятельно.
Занятия проводятся в основном по группам, индивидуально или всем составом.
При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности может так же применяться форма организации деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих технологий.
Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения по данным программам определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной локальным актом учреждения физкультурно-спортивной направленности, в основном от одного до пяти лет.
Каждое учреждение физкультурно-спортивной направленности ежегодно до начала нового учебного года обновляет дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности, которые принимаются педагогическим (методическим) советом и утверждаются руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе).
Учреждения физкультурно-спортивной направленности самостоятельно разрабатывают образовательные программы, которые содержат спортивно-оздоровительный этап обучения (учреждения физкультурно-спортивной направленности г.о. Самара реализуют дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы).
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности, как правило, включает следующие структурные элементы:
— титульный лист (оглавление);
— пояснительную записку;
— учебно-тематический план;
— содержание;
— методическое обеспечение;
— систему контроля и зачетные требования для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
— список литературы.
В целях соблюдения преемственности тренировочного процесса особое внимание обращено на структуру дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности, которая сообразна структуре предпрофессиональной программы и программы спортивной подготовки.
Собеседование с руководителями образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности показало эффективность проводимой работы по координации физкультурно-спортивной деятельности образовательных учреждений, а так же вопросах ведения и оформления документации по личному составу занимающихся и программно-методическому обеспечению.
Анализируя деятельность ОУ ФСН, можно отметить следующие положительные моменты:
— все учреждения физкультурно-спортивной направленности направленно реализуют единую региональную политику развития физической культуры и детско-юношеского спорта в оздоровлении подрастающего поколения;
— в целях наиболее полного удовлетворения образовательных запросов и привлечения оптимального количества учащихся территорий к систематическим занятиям физической культурой и спортом учреждения физкультурно-спортивной направленности ведут активную организационную работу по увеличению охвата детей и подростков, занимающихся по спортивным интересам через интеграцию базового и дополнительного образования;
— используют в работе региональные нормативные и правовые документы;
— основными формами учебного и воспитательного процесса являются групповые учебно-тренировочные занятия, участие в соревнованиях, тестовые испытания (контрольно-переводные нормативы) и судейская практика.
Учреждения физкультурно-спортивной направленности осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни, ими ежегодно проводится огромное количество спортивных социально ориентированных мероприятий, что является важным воспитательным ресурсом.
В учреждениях физкультурно-спортивной направленности вся деятельность организована с сентября по август (52 недели, из них 44 недели учебно-тренировочной работы в рамках ОУ и 8 недель в условиях оздоровительных лагерей спортивного профиля или по индивидуальным планам работы спортсменов).
Расписание занятий учебно-тренировочных групп составляется администрацией учреждения физкультурно-спортивной направленности по предоставлению тренера-преподавателя и утверждается руководителем образовательного учреждения.
Объем учебно-тренировочной нагрузки составляет от 2 до 6 часов в неделю.
Все учреждения физкультурно-спортивной направленности оформляют документы учебной части с помощью компьютерной техники и используют электронный документооборот.
Комплектование учебных групп и перевод учащихся, в целом, осуществляется в соответствии с принятыми критериями, оформляется приказом директора образовательного учреждения до 15 сентября текущего учебного года.
Постановление Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 431 (со всеми дополнениями, действующими на 2018 год) определяет порядок оплаты труда работников образовательных учреждений в зависимости от квалификации, сложности, количества, условий выполняемой работы.
Заработанная плата педагогических работников состоит из должностного оклада и компенсационных выплат из специальной части фонда оплаты труда, а также стимулирующих выплат.
С вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466″О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» снята проблема продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска для педагогических работников разных должностей и принадлежности к тем или иным образовательным учреждениям.
Наряду с положительным существуют проблемные аспекты деятельности СП ФСН и их развития.
— количество официальных комплексных физкультурных мероприятий в области выросло, поэтому, большой проблемой, как для городских, так и для сельских учреждений физкультурно-спортивной направленности остается выезд на спортивные соревнования за пределы своего района (отсутствие финансирования) и, как следствие, воспитанники остаются без достаточной соревновательной практики, а спортивное учреждение без разрядников, что является одним из основных показателей их работы;
— в соответствии с требованиями ЕВСК спортивные разряды можно выполнить, лишь участвуя на официальных муниципальных, областных и всероссийских спортивных соревнованиях;
— зачастую штатное расписание навязывается директором ГБОУ СОШ, без учета интересов развития физкультурно-спортивной направленности;
— спортсменам учреждений физкультурно-спортивной направленности медицинский контроль и медицинский допуск к спортивным соревнованиям осуществляется участковым врачом поликлиники (оформляется справка, что данный ребенок может участвовать в соревнованиях). Ставки медработников в учреждениях физкультурно-спортивной направленности отсутствуют;
— большие сложности возникают в учреждениях физкультурно-спортивной направленности сельских муниципальных районов, где наблюдается дефицит квалифицированных кадров;
— отсутствуют четкие регламентирующие документы, нет прозрачности финансирования деятельности структурных подразделений физкультурно-спортивной направленности.
В процессе собеседования руководителям учреждениями физкультурно-спортивной направленности даны следующие советы и рекомендации.
Обратить особое внимание директоров ГБОУ и руководителей учреждений физкультурно-спортивной направленности на единообразие регламентирующих документов, Устава учреждения, локальных и нормативных актов, соответственно утвержденной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Необходимо помнить, что количество учебных часов в неделю является максимальным и превышение недопустимо.
Детей и подростков, желающих заниматься тем или иным видом спорта, зачислять в спортивное учреждение на спортивно-оздоровительный этап, группы формировать в соответствии с возрастом занимающихся, разница не должна превышать 2-3 лет.
Внесены существенные изменения в части порядка присвоения спортивных званий и спортивных разрядов спортсменам Российской Федерации. Присвоение всех спортивных разрядов и званий воспитанникам, в том числе массовых, регламентируется Положением, утвержденным Министерством спорта Российской Федерации от 28.09.2015 № 907 «О внесении изменений в Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, утвержденное приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17.03.2015 № 227».
В порядке, установленном соответственно Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях, спортивные разряды «кандидат в мастера спорта», «первый спортивный разряд» и квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья первой категории» присваиваются министерством спорта региона, спортивные разряды «второй спортивный разряд», «третий спортивный разряд», квалификационные категории спортивных судей «спортивный судья второй категории», «спортивный судья третьей категории» присваиваются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и спортивные разряды «первый юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «третий юношеский спортивный разряд», квалификационная категория спортивных судей «юный спортивный судья» присваиваются физкультурно-спортивными организациями.
Руководителям СП ФСН предоставлены все необходимые контакты специалистов (телефоны, сайты, пакеты документов – карточки спортсменов, формы представлений, требования Единой Всероссийской классификации) для правильного оформления спортивных разрядов занимающимся.
Для успешного функционирования и полноценного развития сети учреждений физкультурно-спортивной направленности системы образования Самарской области нужна комплексная поддержка, как региональных органов управления образованием, так муниципалитетов.
Системный подход к развитию физической культуры и спорта в муниципальных образованиях обязательно положительно отразится на уровне развития культивируемых видов спорта, на заинтересованности молодых и опытных педагогов, на количестве желающих детей и подростков постоянно заниматься физической культурой и спортом и на здоровье подрастающего поколения нашей губернии в целом.